Научная биоакустическая группа 
Ильи и Елены Володиныхswitch to English

logo

head

 

 

 

 

 

 

birds gallery

 

domestic Gallery

 

 

 

ЭКСПЕДИЦИИ:

СРЕДИ СТЕПНЫХ АНТИЛОП

Экспедиция к местам размножения сайгака. Северный Казахстан, май 2014 г.



Участники:
Володин И.А, Володина Е.В., Фрай Р.
Поддержано грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ, грант № 12-04-00260а).

Сайгак - это единственная крупная антилопа, имеющая хобот. Подобно слонам, сайгаки издают звуки через нос и через рот, и представляют великолепную модель для сравнения акустических признаков носовых и ротовых звуков. Из-за хобота путь звука от голосовых связок до выхода из носа превышает по длине путь до выхода изо рта, что позволяет напрямую оценивать влияние длины вокального тракта на звуки.
Кричат все возрастные классы сайгака - и детеныши, и взрослые самцы, и самки. Взрослые самцы во время гона кричат только через нос, предварительно сильно сдавливая его с боков. Нос при этом еще и растягивается примерно на 20 процентов, что в свою очередь вызывает снижение резонансов вокального тракта (формант) и позволяет самцу на слух казаться больше, чем он есть на самом деле (Frey et al., 2007 151.pdf; Володина, Володин, 2008 412.pdf; Володин и др., 2009 164.pdf). А самки и детеныши кричат как через нос, так и через рот (Володин и др., 2009 164.pdf; Volodin et al., 2014 199.pdf). Структура носовых и ротовых контактных звуков сильно различается, поэтому очень интересно, какие признаки позволяют матерям и детенышам находить друг друга в плотных скоплениях (Volodin et al., 2014 199.pdf).
Однако до сих пор мы изучали звуковое поведение сайгака только в неволе, где вокальное поведение и признаки звуков могли отличаться от естественных. Поэтому большой удачей для нас стала возможность присоединиться к экспедиции в места размножения сайгаков в Казахстане в мае 2014 года. В отличие от сокращающейся Калмыцкой популяции в России, численность сайгаков в Казахстане увеличивается и сейчас составляет около 200.000 голов. Экспедиция была организована Ассоциацией по сохранению биоразнообразия Казахстана (АСБК), и кроме нас в ней также принимали участие специалисты по болезням диких животных из Института биологической безопасности Казахстана и Лондонского Королевского ветеринарного колледжа Великобритании, и специалист по вокальной анатомии копытных из Института биологии зоопарковских и диких животных из Германии.

1. Автофургон и самолет
Весь апрель этот самолет АН-2 проработал на учетах сайгаков. В Казахстане три изолированных популяции сайгака: Устюртская, Волго-Уральская (заходящая также и на территорию России) и самая крупная  Бетпакдалинская, которая делится на несколько группировок. Сайгаки примечательны тем, что почти всю свою жизнь находятся в беспрерывном движении. Сто километров в день для них не вопрос. Только во время размножения они сосредотачиваются в нескольких местах, где в течение буквально нескольких дней все самки приносят детенышей. В каком месте огромной степи будут происходить роды сайгаков, предсказать заранее невозможно. Поэтому для отслеживания и учетов крупных агрегаций сайгаков без самолетов не обойтись. Цель нашей экспедиции - группировка примерно в 30-40 тысяч беременных самок Бетпакдалинской популяции в Тургайской степи.

2. Колонна экспедиционных машин
Экспедиция к местам размножения сайгаков отправляется на машинах, которые движутся колонной, поддерживая связь с помощью раций. Путь предстоит неблизкий, с двумя ночевками, одна из которых в придорожной гостинице, а другая в палатках прямо в степи. По дороге закупаем провизию, набираем в бочки и фляги воду. На месте питьевой воды не будет.

3. Поле тюльпанов
Поля цветущих тюльпанов можно увидеть только в первую декаду мая. Цветки разного цвета, от белого и желтого до розового и малинового, хотя это все один вид, тюльпан Шренка. Об этом узнаем от ботаника нашей экспедиции, Татьяны Сидоровой. Тюльпан ядовит, но видимо сайгакам это не вредит. Беременные самки очень избирательны в пище и едят только отдельные виды трав, но тюльпаны для них одно из любимых лакомств. Мы встречали множество тюльпанов с цветками, скусанными сайгаками.

4. Поле татарского ревеня
Сайги часто рождают сайгачат на полях татарского ревеня. Это происходит, когда большие листья ревеня начинают желтеть, и новорожденные сайгачата очень похожи на эти листья и по цвету, и по размеру.

5. Ковыль
А вот ковыль сайгаки не едят, и на куртинах ковыля не задерживаются, проходят мимо.

6. Палаточный лагерь
Палаточный лагерь экспедиции раскинулся прямо в степи. Нарочно выбрано место в паре километров от котлована с водой, вырытого когда-то для того, чтобы поить овец. Хотя за технической водой для мытья посуды и других нужд придется ездить, но комаров столько, что спрятаться от них удается только в палатке или в автофургоне. Около воды их просто неисчислимые полчища.

7. Уточнение места расположения группировки сайгаков
Руководители экспедиции уточняют местоположение группировки самок сайгака для будущих учетов. Понять точное расположение группировки в конкретный день помогают технологии на основе гео-информационных систем, позволяющин отслеживать самок, помеченных спутниковыми ошейниками, через Интернет. Перед рождением сайгачат группировка беременных самок начинает двигаться медленнее и кружит по большому радиусу в несколько километров вокруг определенного места. Несколько самок из этой группировки помечены спутниковыми ошейниками, и по их координатам уточняют расположение всей группировки. После чего руководители экспедиции прокладывают маршруты учетных трансект шириной 60 метров и длиной 10 км, на которых будет проводиться учет родившихся сайгачат.

8. Учетчики на трансекте
Период массовых родов несколько варьирует по датам в зависимости от года и для разных группировок самок в один и тот же год. Поэтому приходится начать проходы по трансектам заранее, еще до периода массовых рождений. Машину оставляют в двух-трех километрах от места рождений, чтобы не пугать самок и не наехать случайно на затаившегося сайгачонка. Поэтому ходить пешком приходится очень много, как по самим трансектам, так и для того чтобы дойти до нее и вернуться к машине. В результате первого учетного маршрута в общей длиной 27 км по кочковатой степи наша группа обнаружила всего 34 родившихся сайгачат.

9. Стадо беременных самок сайгаков
Самки сайгаков держатся поодаль от людей и подпускают их не ближе чем на 500-600 м. Утром стадо сайгаков движется рассредоточено и быстро, но при этом они успевают и пастись.

10. Новорожденный сайгачонок
Этот сайгачонок родился менее часа назад. Он уже свободен от околоплодных оболочек, но еще совершенно мокрый. Мать после родов сразу же уходит, оставляя малыша обсыхать. Лежать практически неподвижно - это единственный шанс для малыша остаться не обнаруженным хищниками и сохранить достаточно сил, чтобы дождаться матери, которая позже придет его покормить.

11. Стоящий новорожденный сайгачонок
Еще мокрый новорожденный сайгачонок уже способен стоять и даже ходить.

12. Отлов сайгачат для взвешивания
Сайгачата, которые родились недавно, не убегают от человека. Их взвешивают на специальных весах и определяют пол по наличию зачатков рогов и другим признакам. В дни массовых рождений число сайгачат на 10 км трансекты могло достигать двухсот, поэтому работать приходилось в интенсивном темпе.

13. Взвешивание
Сайгачонка взвешивают и записывают координаты точки поимки. Затем его укладывают обратно на лежку.

14. Укладка сайгачонка на лежку
Так правильно укладывать сайгачонка обратно на лежку после взвешивания. Ноги осторожно складывают под туловище, глаза плотно прикрывают рукой. Как правило, сайгачонок остается лежать там, где его уложили. Так он менее заметен для хищников и потратит меньше энергии, чем если будет двигаться.

15. Сайгачонок и свежий послед
Свежий послед очень часто лежит рядом с сайгачонком, что свидетельствует о том, что мать оставляет детеныша в том месте, где он родился. Удивительно, но мы практически не видели хищников, которые бы питались этими последами или угрожали сайгачатам, ни пернатых, ни четвероногих.

16. Затаившийся сайгачонок
Этот сайгачонок уже совершенно обсох и его шерстка расправилась. К такому лучше подходить сзади, иначе он убежит.

17. Двойняшки
Двойни у сайгаков скорее норма, чем исключение. Очень часто двойняшки лежат рядом.

18. Лежащий сайгачонок с поднятой головой
Сайгачонок на второй день жизни при появлении опасности поднимает голову. Поймать такого практически невозможно - он вскакивает и убегает.

19. Сонгметр
Прибор для автоматической записи звука - сонгметр. Мы устанавливали их на учетных трансектах в местах скопления сайгачат. Это позволяло записывать звуки детенышей, зовущих мать, и звуки самок, ищущих своих детенышей, которые появлялись около сонгметров через полчаса после ухода людей. Saiga_tatarica6_mother_calf_talk.wav

20. Группа самок и детеныши
На второй-третий день жизни многие детеныши ходят в стадах вместе с матерями. Матери ведут себя как обычно, не делая никаких скидок на то, что за ними следуют малыши. Они пасутся, бегают иноходью и галопом. Это дело сайгачат - успевать за матерью, что они с успехом и делают.

21. Стадо самок, кружащих вокруг учетной трансекты
При проходе людей самки расступаются, кружат вокруг учетчиков и смыкаются сзади. При этом стоит постоянный гул низких рокочущих звуков, которыми самки зовут своих детенышей. В сумерках он еще усиливается, и начинает напоминать громкий брачный хор лягушек. Saiga_tatarica7_saiga_herd.wav

22. Анатомическая диссекция погибшего детеныша
Некоторые слабые детеныши погибают вскоре после рождения. Обнаружив павших детенышей, мы проводили измерения носового и ротового тракта, и иногда делали анатомическую препаровку, чтобы сопоставить внешние измерения с анатомическими структурами. Эти измерения необходимы при выборе установок для анализа акустических признаков в звуках новорожденных сайгачат.

23. Измерения вокального тракта погибшей самки
Некоторые самки погибают от неудачных родов. При обнаружении трупов самок мы тоже проводили измерения носового и ротового вокального тракта для последующего выбора установок при акустическом анализе звуков взрослых самок.

24. Спасение сайгачонка из барсучьей норы
Этот сайгачонок провалился в старую барсучью нору. Попытки вылезти были безуспешны, о чем свидетельствовала вытертая шерсть на холке. Видимо, он провалился недавно, поскольку был еще полон сил, когда мы вытащили его из норы. Встреча с учетчиками спасла ему жизнь, иначе бы он точно погиб. Это был самец, будущий рогач. После взвешивания он умчался резвым галопом подальше от коварной западни. Удачи тебе, живи долго и счастливо!

25. Кричащий сайгачонок во время взвешивания
Если во время взвешивания сайгачонок кричал, мы записывали его крики. Большинство новорожденных сайгачат ведут себя спокойно, а кричит примерно каждый восьмой детеныш.

26. Запись криков
Рекордер и микрофон всегда наготове. Как правило, удается записать от одного до четырех криков сайгачонка. Saiga_tatarica8_сalf_hand.wav

27. Сайгачонок кричит в степи
В природе сайгачонок зовет мать криками с широко открытым ртом. По этим крикам мать его находит и кормит. Saiga_tatarica9_сalf_seperation.wav

28. Самка с двумя детенышами
За две недели экспедиции мы поймали на трансектах и взвесили более 500 сайгачат, записали крики 70 детенышей, и с помощью сонгметров собрали более 200 часов записей контактных звуков самок и новорожденных детенышей. Этот материал позволит нам лучше понять организацию вокальной коммуникации у этой удивительной антилопы - сайгака.